В момент прославилась на всю страну небольшая фабрика "Русские валенки" в тверском городе Вышний Волочек. Здесь изготовили "Царь-валенок", который может войти книгу рекордов Гиннеса. А пока он занял почетное место в открывшемся музее предприятия, выпускающего традиционную русскую обувь.
Белый с вышивкой "Царь-валенок" мастера предприятия сваляли вручную. Его высота 2 м 25 см, вес — 52 килограмма. Директор фабрики Борис Смородов говорит: "В Москве есть "Царь-колокол" и "Царь-пушка", а почему в Вышнем Волочке не может быть "Царь-валенка"?".
20 лет назад здесь возродили старинный народный промысел-изготовление валенок ручной валки. Это чисто российское изобретение, их веками изготовляли в деревнях наши прадеды. В экспозицию музея, расположенного на втором этаже фабрики, вошли серые, белые, крашеные, с вышивкой и даже сувенирные валенки, все — также ручной работы. Здесь делают даже "цыганские валенки" – так называемые заколенники с удлиненным голенищем. Все они и греют, и лечат. Их знают все. При изготовлении используется овечья шерсть без каких-либо добавок. Поэтому вышневолоцкие валенки можно надевать на босу ногу и нога будет как в "печке". В валенках, о которых зажигательно пела Лидия Русланова, нуждаются крестьяне, охотники, рыбаки, военнослужащие, лесозаготовители, дачники.
По словам Бориса Смородова, "в наши дни интерес к валенкам, как ко всему натуральному, руками сделанному, возрос и дал толчок к созданию экспозиции". Фабрика расположена в городе Вышний Волочёк, на трассе Москва-Санкт-Петербург. Поэтому среди покупателей много москвичей и питерцев, водителей из разных регионов России. Спросом пользуются "чесанки" на специальной подошве. Директор фабрики уверен: "Они гораздо теплее, чем кожаная обувь".
Недавно в Вышнем Волочке при валяльной фабрике открылся Музей русского валенка. В России таких музеев было всего два, теперь стало три. Вышневолоцкие мастера сохранили традиции ручного изготовления и развили современное производство этой не только самой теплой, но и красивой обуви. Теперь их украшает ручная вышивка, у них удобная непромокаемая подошва.
Экспозицию музея создал художник Владимир Калинкин, ему помогали Галина Гондковская и другие мастера народных промыслов. Зал и витрины украшает множество оригинальных образцов этой снова модной обуви и народных кукол. А в центре экспозиции - огромный валенок с надписью : "Валенку благодарная Россия".
Валенки с гербом Вышнего Волочка
На стендах музея можно увидеть описание технологического процесса. Здесь представлены не только образцы обуви, но и старинное оборудование, например, ручная чесальная машина. Привлекают внимание различные изделия из войлока – свадебный ансамбль, фигурки кота и человека.
Вышний Волочек – один из самых красивых городов Верхневолжья. Он известен своими многочисленными каналами, за что получил название "Тверская Венеция". Теперь здесь говорят, что туристов станет больше. Любители отечественных промыслов наверняка захотят увидеть "Царь-валенок".
История валенок на Руси началась примерно три века назад. Первое упоминание о войлочных сапогах нашлось в "Слове о полку Игореве" – самом известном памятнике древнерусской литературы. Но эта обувь была скроенной и сшитой, она имела хотя бы один шов. Валенки в виде цельноваляного сапога появились только в конце XVIII века в Нижегородской губернии.
У валенок много названий – чесанки, катанки, валенцы, пимы. Поначалу валенки стоили очень дорого, так как мастеров, которые их валяли, было мало, а технология производства держалась в секрете и передавалась от поколения к поколению. Молодой человек в валенках считался в те времена завидным женихом.
Царские особы также носили валенки. Петр I после бани зимой всегда требовал себе валенки. Именно во время правления Петра I производство валенок получило широкое распространение. Екатерина Великая носила "чесанки", так как у нее болели ноги. А Анна Иоановна разрешила придворным дамам надевать валенки с парадными платьями.